Вдохновение и путь художника

Статья по материалам лекции, прошедшей на выставке ботанической живописи «Весенние встречи» весной 2022 года в Ботаническом саду Петра Великого в Санкт-Петербурге (организатор выставки — «Современное ботаническое искусство России Rubotanicals», rubotanicals.ru).

Добрый день, дорогие друзья! Советы и рекомендации в моем рассказе будут предназначены прежде всего тем, кто находится в начале творческого пути или только задумывается о том, что бы поменять сферу своей деятельности на более творческую. Но, возможно, и уже состоявшиеся творцы найдут некоторые полезные моменты. Все рекомендации основаны на моем собственном опыте, я буду говорить только о том, что попробовала сама и что помогло и помогает мне сейчас. Возможно, не все рекомендации подойдут именно вам, универсальных рецептов не существует, это мой, не всегда легкий и простой жизненный опыт. Но я очень надеюсь, что каждый сможет найти что-то полезное для себя в этом тексте. 

Многие хотят впустить творчество в свою жизнь, так как интуитивно чувствуют, что это поможет наполнить жизнь новым смыслом и сделать ее более интересной. Многие, кто еще не занимается творчеством, даже считают себя в чем-то творческими, вынашивают идеи, имеют устремления — начать рисовать, петь, танцевать, а иногда желания довольно расплывчаты — хочется что-то поменять в своей жизни, но зачастую что-то мешает начать творить и осуществить свои творческие планы, либо мешает перейти с уровня, когда творчество является хобби, на профессиональный уровень. Конечно, средств для мгновенного превращения в творческую личность не существует, но все же творческое начало есть в каждом из нас и творческое развитие — это процесс, которому можно учиться и которым можно управлять.  

Какие негативные установки обычно мешают начать творить?

Упомяну основные, которые в том числе были и у меня в свое время, и скажу, почему эти причины на самом деле не преграда.


Слишком поздно, возраст не тот.
Я переквалифицировалась из инженера в дизайнера, когда мне было 30 с небольшим, стала ботаническим художником почти в 40 лет. Назову несколько известных имен художников, которые начали рисовать в зрелом возрасте. Анри Руссо решил посвятить себя любимому делу — рисованию в 41 год, перепробовав до этого много профессий. Анна Мария Робертсон, известная как Бабушка Мозес — начала рисовать в 75, воспитав 5х детей и всю жизнь проработав на ферме, ее картины заметили и она стала знаменитой, когда ей было 78 лет. Рисовала еще 20 лет, прожив до 101 года. Поль Гоген был биржевым маклером и рисовал только иногда, в качестве хобби. Когда ему было 35 лет, французский фондовый рынок рухнул, Гоген потерял все средства, не мог найти работу, имея при этом 5 детей, и в этот момент решил зарабатывать на жизнь живописью, не имея при этом художественного образования. Жена не смогла с этим смириться и бросила его, он остался еще и без дома. Но упорно шел к своей цели, экспериментировал с техниками и примерно через три года начал получать неплохой доход от своих картин.
Среди ботанических художников тоже можно найти много подобных примеров.


Я не могу заниматься творчеством, так как мне надо работать на серьезной работе, чтобы зарабатывать деньги.
Да, увы, как правило, творчество не начинает приносить сразу нормальный доход, особенно в нынешних реалиях. Поэтому, конечно, бросать все и кардинально менять работу на творчество и не нужно. Если творчество для вас пока только хобби и вы только задумываетесь о смене  профессиональной деятельности на более творческую — меняйте деятельность постепенно. Лучше сначала выкраивать небольшое количество времени в день на творчество, не бросая основную работу, но самое главное — делать это регулярно. И потом, если появляется азарт и отдача — можно постепенно сокращать рабочие часы на основной работе, или найти работу со свободным графиком — все реально, если очень захотеть и ставить себе цели. А потом увеличивать время на творческую деятельность и смотреть на результат. Наличие и соблюдение графика даже важнее, чем большое количество свободного времени.
Не могу позволить себе тратить время на творчество, так как я буду меньше уделять времени семье, детям, домашним делам и так далее. 
Любимое творческое дело — это огромный источник энергии, оно дает нам силы, желание жить, оптимизм, хорошее настроение. Когда творчество подпитывает нас, проживать рутину дня, выполнять основную работу, будничные дела гораздо легче. Семья и домашние дела от этого только выигрывают. Женщины, которые позволили впустить творчество в свою жизнь — они особенные, они другие, у них есть счастье и огонь в глазах (под творчеством здесь я имею в виду не только рисование, конечно, ведь кто-то находит творческую нишу в воспитании детей, кто-то в приготовлении еды на заказ и так далее).


У меня нет художественного образования, мне никогда не догнать профессиональных художников.
У меня тоже его нет, и довольно долго это было серьезным камнем преткновения для меня. Опять же можно перечислить немало известных художников-самоучек: кроме уже упомянутых, которые кроме того, что начали рисовать в зрелом возрасте, еще и были самоучками, можно назвать Ван Гога, Нико Пиросмани, Фриду Кало. Среди современных ботанических художников тоже много пришедших в эту область из других профессий. Кстати, за рубежом это никого не смущает, в резюме художника, или artist statement, зарубежных коллег нередко можно прочитать о художнике «self-taught», то есть самоучка.

Что делать, если нет профильного образования?

Во-первых, сейчас очень много возможностей учиться в любом возрасте и находясь в любом месте — есть масса онлайн курсов, мастер классов, лекций, занятий в студиях и возможность брать частные уроки. Учитесь постоянно. Это очень важно для развития художника.
Во-вторых, попробуйте опереться на свои уже имеющиеся образования, навыки, умения, увлечения, возможно, найти какой-то новый синтез их с ботанической живописью или с живописью в целом. Когда я, находясь в первом декрете, захотела сменить свою профессию на дизайнера, мне было очень не по себе от того, что высшее образование у меня техническое и совершенно не имеющее отношения к творчеству. Но потом, как показала жизнь, умение легко разбираться с новыми программами, аналитическое мышление, умение работать с большими объемами информации, дотошность в мелочах, которые мне дал технический вуз, очень пригодились в дизайнерской работе. А как я узнала позднее, и в ботаническую живопись нередко приходят технические специалисты, захотевшие раскрыться в творчестве, так как ботаническое искусство также требует умения анализировать, дотошности, внимательности, огромной усидчивости. Со временем я получила еще образование в области психологии — и оно мне тоже очень пригодилось в работе дизайнера и сейчас пригождается в работе над ботаническими заказами  — помогало лучше прочувствовать заказчика, его характер, предпочтения, вкусы, помогало предположить, как должен выглядеть продукт, чтобы он понравился целевой аудитории и его захотели купить. А еще я с детства увлекалась выращиванием комнатных растений, любила изучать их, бывать в ботанических садах — и это опять же пригодилось мне сейчас.
Таким образом, наш опыт и умения в смежных областях всегда усиливают наши возможности, каким бы делом мы не начали заниматься, даже если эта связь не очевидна поначалу. Попробуйте сесть и написать на листике все ваши умения, которые вы когда-либо получили где-то и попробуйте посмотреть на них под новым углом — что из этого списка может помочь вам в новой деятельности. Даже если что-то из списка покажется вам совершенно никчемным — не вычеркивайте это сразу. Со временем вы можете найти в этих пунктах что-то важное и нужное для своей новой деятельности. Также не отметайте свои хобби — иногда художники находят свою уникальную нишу на стыке искусства и увлечения.
Если вы еще только в поиске своего направления в творчестве — найдите свою страсть. Что вы готовы делать, даже если вам не будут платить за это денег? Попробуйте вспомнить, чем вы мечтали заниматься в детстве?

Что еще может помочь в творческом развитии?  

Я считаю, что надо учиться, делая. Почти все мы, когда начинаем новую деятельность, много сомневаемся в себе — хватит ли образования, умения, сравниваем себя с другими. Надо учиться в процессе, не ждать, когда появятся новые дипломы, когда появится больше времени и т. д. Надо браться и делать, каждый день, иногда набивая шишки. Неудачи неизбежны, ошибайтесь и исправляйте ошибки.

Многие авторы популярных книг по практической психологии говорят, что успех в каком-нибудь деле — это 10% таланта и 90% упорства, и я с ними согласна. Вы почти наверняка слышали о правиле 10000 часов, которое сформулировал в своей книге «Гении и аутсайдеры» Малькольм Гладуэлл. Автор книги, опираясь на исследования психологов, выдвинул теорию, согласно которой для д
остижения серьезного профессионального успеха в какой-либо области надо потратить на тренировки около 10000 часов работы. Эту теорию автор подтверждает примерами из жизни различных известных людей.  Кого ни возьми — композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов и так далее, — это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. 
 Это относится даже к вундеркиндам. Вот что пишет о Моцарте, который начал писать музыку в шесть лет, психолог Майкл Хоув: «По сравнению с работами зрелых композиторов ранние произведения Моцарта не отличаются ничем выдающимся. Велика вероятность, что они были написаны его отцом и в дальнейшем исправлялись. Многие произведения маленького Вольфганга, например первые семь концертов для фортепиано с оркестром, представляют собой по большей части компиляцию произведений других композиторов. Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим, был написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже десять лет». 

Конечно, есть скептики, которые сомневаются в этой теории, говоря о том, что важно не только количество, но качество практики и приводя разные другие аргументы. Конечно, важна осмысленность, целеустремленность, а не просто однообразное повторение одних и тех же действий. Могу сказать о своем опыте — я несколько раз меняла сферу деятельности и заметила, что уверенно начинаешь ощущать себя специалистом в новой сфере примерно через 3 года постоянной работы. Три года при 8-часовом рабочем дне и пятидневной рабочей неделе — это примерно 7000 часов работы. Учитывая, что в прошлом я частенько страдала трудоголизмом, работая на выходных или ночами, то цифры вполне сопоставимы.
Но кроме таланта и упорства, на мой взгляд, стоит добавить еще один важный фактор — это любовь к своему делу.
И даже если нет возможности пока заниматься новой творческой деятельностью по 8 часов в день, я считаю, что очень важно выделять время ежедневно, хотя бы по 15 минут, на творчество, осваивать искусство маленьких шагов. Для этого очень важно выделить себе в доме отдельное рабочее место, хотя бы самое маленькое, на котором всегда в готовности будут разложены материалы и любую свободную минуту можно потратить на рисование.
Обязательно записывайте свои цели и планы. Это важно для любой сферы деятельности и жизни в целом, для творческой в том числе. Жизнь без сформулированных целей подобна кораблю, который плывет по течению без капитана, куда подует ветер — туда и плывет. Если мы не напишем сценарий своей жизни — его напишут другие. Цели надо писать как долгосрочные — на всю жизнь, на 10-20 лет, на 5 лет, на год, на месяц. Цели на всю жизнь бывает сложно сформулировать. В этом может помочь такое упражнение. Попробуйте написать статью о самом себе в журнале, которая как будто бы будет опубликована в конце вашей жизни: чего добился, сколько лет прожил, сколько работал, что создал, чем занимался, какие достижения, награды и т. д. Когда такая статья написана, то исходя из того, кем мы себя увидели при написании такой статьи, уже легко сформулировать цели на жизнь. Затем, опираясь на жизненные цели, писать планы уже на более короткие сроки.

Где нам, художникам, искать вдохновение?   

Помимо постоянной практики, нам, творцам, очень важно вдохновение. Как говорит в своей книге Остен Клеон, «Всякий художник знает: ничто не появляется из пустоты. Все результаты творчества опираются  на созданное ранее».

Мы смесь всего того, что решили впустить в свою жизнь. Какими энергиями мы себя окружаем и какие генерируем в себе — такие и будут от нас исходить, в том числе воплощаться в наших творениях. Процесс создания художественного произведения схож с процессом вынашивания ребенка — так же, как будущим мамам советуют смотреть на красивые картины, природу, слушать прекрасную музыку, получать позитивные эмоции, чтобы ребенок родился счастливым, красивым, жизнерадостным — так и художнику надо обязательно напитывать себя вдохновляющими энергиями, чтобы потом создавать прекрасные и гармоничные творения. Наше сознание, как губка, впитывает всю информацию из окружающего мира, поэтому очень важно следить, какая информация, какие впечатления поступают к нам, и сознательно окружать себя прекрасным.
Я уже писала ранее, что недавно побывала на выставке работ Альбрехта Дюрера, которая проходила в Эрмитаже, его творчество потрясло меня настолько, что я стала читать и слушать лекции о нем, чтобы больше узнать о его жизни. Он родился и жил в Германии, в городе Нюрнберге. Конечно, он с детских лет проявлял гениальные способности к творчеству, так же как и Моцарт в музыке. Но интересный факт его биографии — несколько путешествий, которые он совершил по европейским странам с целью посмотреть на опыт выдающихся мастеров Возрождения. И исследователи творчества Дюрера прослеживают, как повлияли эти путешествия на его произведения, как вдохновили его увиденная Венеция, встречи с выдающимися художниками того времени и как поменялся его стиль, вырос уровень его работ после них. И если ж уж Дюреру так помогли вдохновиться новые впечатления, то что говорить о нас).

Некоторые советы довольно банальны, но я их озвучу все же, так как их надо целенаправленно вводить в привычку:

  • Подписываться на аккаунты ботанических художников в соцсетях, следить за их творчеством, сохранять понравившиеся работы, изучать их технику и стиль;
  • Собирать книги по ботаническому и не только ботаническому искусству, периодически их листать;
  • Просматривать сайты различных ботанических сообществ, изучать их каталоги, просматривать онлайн выставки и, по возможности, посещать офлайн выставки, организуемые этими сообществами;
  • Посещать художественные музеи и выставки, смотреть на ботанические и не только работы старых мастеров, изучать в их работах композиционное решение, колорит и все остальное;
  • Совет из книги Остина Клеона. Изучить целую область сразу очень сложно, попробуйте изучить одного художника, которого вы действительно любите. Узнайте о нем все — его творчество, его биографию, его мемуары и так далее;
  •  Очень важно для вдохновения общаться с коллегами — посещать мастер-классы, лекции, знакомиться и встречаться.  Создавать себе круг общения, который  будет вдохновлять, обогащать и поддерживать вас. Ищите людей, которые талантливее вас и которые создают сильные и интересные работы и наблюдайте за ними, за их развитием, творчеством, жизнью;
  • Создать себе папку для идей, как виртуальную, так и физическую. Сохранять туда все, что заинтересовало и периодически просматривать;
  • Сохранять, коллекционировать, зарисовывать идеи в тетрадку или блокнот: записывать новую информацию с мастер-классов и лекций, выписывать понравившиеся цитаты из книг, делать скетчи с натуры, собирать и подписывать варианты создания смесей из красок и так далее;
  • Наблюдать за природой. Гулять в парках, за городом, в ботанических садах, рассматривать листики, цветы;
  • Путешествовать. В привычном окружении мы чувствуем себя слишком комфортно. Путешествия помогают встряхнуться, вывести себя из привычного состояния равновесия, благодаря чему мозг начинает работать интенсивнее. И это могут быть совсем недалекие путешествия — в лес за город, в ближайший соседний город. Ищите там новые места, встречи с новыми людьми.

Как монетизировать творчество?  

Если поставить себе цель сделать творчество коммерческой деятельностью, то очень важно выбрать свою нишу. Какие сейчас возможны варианты заработка у художников:

  • продажа оригинальных работ,
  • работа на заказ,
  • обучение других,
  • продажа принтов, сувенирной продукции.

Обращайте внимание на то, что у вас получается лучше всего, на что больше всего реагируют окружающие. И опять же посмотреть, какие у вас уже есть навыки, на какой опыт предыдущей работы вы можете опереться. Это поможет найти свою нишу в творчестве. Затем стоит изучить, кто еще этим занимается, и кто это покупает. Подумать, что я могу предложить, находясь в этой нише. Когда ниша выбрана — нужно тестировать, и опираясь на результаты, корректировать свои действия.
Нужно озвучивать то, чем я занимаюсь, везде, где только можно. Продажи сами не идут. Если нужен системный заработок, то нужен и системный подход. Самореклама — это постоянная работа, на которую надо выделять время. Для этого в первую очередь не надо бояться размещать свои работы в интернете, даже если вы начинающий творец. Если есть цель развиваться как художник — то вместо фото котиков и завтраков лучше постить фото своих работ, даже если вам кажется, что их уровень еще не дотягивает до уровня кого-то или чего-то (или выделите отдельно личный и творческий аккаунт). В творческой среде обычно публика довольно лояльная и интеллигентная, доброжелательно относятся друг к другу, как правило, стараются друг друга поддерживать. Да и среди ваших знакомых наверняка найдутся поклонники вашего творчества даже на начальном этапе, которые будут писать отзывы «Вау!», «Круто!», и это на самом деле очень поддерживает и стимулирует двигаться дальше. Кроме того, даже среди той части подписчиков в соцсетях, кто видит ваши посты, но никогда не реагирует и не пишет отзывы, могут найтись люди, которые в нужный момент, если им понадобится, например, что-то нарисовать на заказ, могут вспомнить о вас и обратиться с заказом или с пожеланием приобрести готовую работу.

Помните, что на каждого исполнителя найдется свой заказчик. Даже если вы начинающий художник, найдутся те, кому подойдет именно такой уровень мастерства, как у вас, и кто захочет что-то купить или заказать именно у вас. Есть покупатели, которые не готовы платить высокую цену профессионалам за работу.
Если ставить себе целью заработок на коммерческих заказах — надо писать об этом везде, где только можно — во всех соцсетях в шапках профиля, вплетать в блог рассказы о процессе работы над заказами, размещать свое портфолио на разных ресурсах.
Начиная зарабатывать деньги творчеством, не бойтесь критики. Рано или поздно почти наверняка кто-нибудь выскажет критическое замечание в адрес ваших работ или попадется клиент, который останется недоволен вашей работой. Это нормально, все проходят через это. Если критика конструктивная — можно поблагодарить и учесть это в будущем, это очень хороший опыт. Если критика не конструктивная, скажите себе: «Собака лает — караван идет» и работайте дальше. Очень полезно сохранять положительные отзывы о вашем творчестве от друзей, коллег, подписчиков в интернете, посетителей выставок — в сложные моменты, а они бывают в творческой работе почти у всех, перечитывайте их. Это очень помогает и придает сил.

Что делать с выгоранием? 

Предпосылки появления выгорания — работа дни или даже ночи напролет много дней подряд, выполнение однообразной работы. Как и с любой болезнью, с выгоранием лучше заниматься профилактикой, чем потом «лечить».
Как предупредить выгорание:

  • Первый самый банальный совет — по возможности, не заниматься трудоголизмом. Соблюдать режим, работать не больше 8 часов в день, кроме исключительных ситуаций. Не работать ночью, это очень вредно. Творчество требует огромного количества энергии, это факт, а у организма человека есть определенный ресурс, и работа наизнос его выбирает раньше времени, потом рано или поздно заставят отдохнуть болезни или выгорание как способ саморегуляции организма.
  • Стараться в работе периодически переключаться от одного вида деятельности на другой — например, чередовать рисование руками и работу за компьютером (художнику много чего надо делать за компьютером).
  • Стараться каждый день гулять, в том числе бесцельно, просто бродить, рассматривая все подряд — листочки, травку, птичек. В такие моменты мы расслабляемся, голова разгружается, за видимой бесцельностью этого занятия стоит большая польза в виде расслабления тела и «разгрузки» сознания. Кроме того, прогулки просто полезны в физическом плане художникам, которым приходится много часов проводить в одной и той же позе. А также на прогулках можно собирать материал в виде листочков, цветочков или делать референсы для работы, кстати, такие прогулки очень важны для вдохновения.  
  • Обязательна любая регулярная физическая активность.

 

Очень надеюсь, что моя статья была вам чем-то полезна! Буду рада любой обратной связи!)